Звоните: 8 (4852) 593-941

Переподготовка специалистов БДД

Мы с вами уже знаем, что согласно статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» юридические лица и ИП обязаны создавать условия для повышения квалификации работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения. Кто обеспечивает БДД в организации? Эти функции в классическом понимании могут выполнять следующие должностные лица:

• диспетчер – может выполнять обязанности распределения водительского состава по заявкам на выполнение работ (необходимо соблюдать режим труда и отдыха);

• механик – выполняет обязанности по обеспечению технической готовности транспортных средств к эксплуатации и/или выполняет функции по ежедневному выпуску транспортных средств на линию (ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств);

• начальник (руководитель) – выполняет функции по обеспечению БДД в целом (ответственный за обеспечение БДД).

Именно к этим работникам предъявляются требования повышения квалификации. И эти требования относятся ко всем организациям, эксплуатирующим служебный транспорт. Для «перевозчиков» предусмотрен п. 4 статьи 20 с дополнительными требованиями, где также говорится об обязанности обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок, а также дополнительно обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность. Независимо от того каким видом деятельности занимается организация, у работодателя при назначении ответственных лиц по обеспечению БДД, всегда встает вопрос о компетентности. Так каким же документом пользовались специалисты БДД, когда речь заходила о профессиональной компетентности? Этот документ назывался Приказ Минтранса РФ от 22 июня 1998 г. № 75 «Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом». И уже неважно, что этот документ только для «перевозчиков». Так как для остальных организаций альтернативы нет, этим документом руководствовались все, кто эксплуатировал транспорт. Но после того как данный Приказ был отменен, то мы увидели, что появился новый Приказ: Приказ Министерства транспорта РФ от 28 сентября 2015 г. № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Итак, небольшая выборка из Приказа: Настоящие требования предъявляются к следующим профессиям и должностям работников (из списка берем ключевые фразы): Кроме водителей

• диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;

• контролер технического состояния автотранспортных средств;

• специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения. Рассмотрим на примере специалиста, ответственного за БДД. К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

• Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен знать (по списку);

• Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, должен уметь (по списку). К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»*(7), и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

- наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», и диплома о дополнительном профессиональном образовании по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Что касается аттестации, то Приказ Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11 марта 1994 г. № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» в настоящий момент является действующим документом. Согласно этого Приказа, аттестация исполнительных руководителей и специалистов организаций проводится один раз в пять лет. Аттестация проводится после повышения квалификации аттестуемого. Требования предъявляемые к таким специалистам стали обязательными с 14.06.2016 г., а аттестация этих специалистов в территориальных органах УГАДН проводится с предъявлением вышеназванных требований без каких-либо исключений с 01.11.2016 г.

Так, подведём итог: - работник, назначаемый приказом Руководителя на должность специалиста, ответственного за обеспечение БДД должен иметь ТОЛЬКО высшее профильное образование, специальность по которому входит в перечень профессий, входящих в укрупнённую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Если высшее образование назначаемого на должность работника не профильное, его направляют на курс профессиональной переподготовки по программе подготовки «Специалистов, ответственных за обеспечение БДД» с присвоением ему квалификации специалиста БДД. - работник, назначаемый приказом Руководителя на должность контролёра АТС или диспетчера, должен иметь образование не ниже среднего специального, специальность по которому входит в перечень профессий, входящих в укрупнённую группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта». Если образование назначаемого на должность работника не профильное, его также направляют на курс профессиональной переподготовки по программе подготовки «Контролёров АТС» или «Диспетчер автомобильного и городского электротранспорта» соответственно, с присвоением ему одной из квалификаций.

Здесь нужно подчеркнуть, что специальность присваивают образовательные учреждения среднего специального образования (СПО). Если работник окончил профтехучилище, ему присваивается профессия, т.к. это образовательное учреждение начального профессионального образования (НПО) и в этом случае, образование такого работника не подходит под назначаемую должность и профессиональную переподготовку.

Объём программ профессиональной переподготовки составляет 278 часов. По окончании переподготовки мы выдаем диплом с присвоением соответствующей квалификации. Далее, в соответствии со ст.20 ФЗ-196 назначаемый на должность работник должен быть аттестован в соответствующем территориальном органе государственного автодорожного надзора. Для этого необходимо пройти курсы повышения квалификации специалистов БД в объёме 40 часов. И, при последующей аттестации работник предъявляет в числе прочих необходимых документов диплом об основном образовании, диплом о профессиональной переподготовке (в случае, если основное образование не профильное) и свидетельство о повышении квалификации. К слову говоря, повышение квалификации проводится 1 раз в 5 лет.

Если у Вас остались вопросы, либо Вы решили обучаться в нашей организации, звоните по тел.: 8(4852) 593-941, 682-695, 8-920-105-68-68. А так же можете написать нам на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Задать вопрос
1000 максимум символов